Новости


				
							ТДУ: как это было…
							ТДУ: как это было…
							ТДУ: как это было…
							ТДУ: как это было…
					

ТДУ: как это было…

12.04.2022

Полету Юрия Алексеевича предшествовали запуски на околоземную орбиту искусственных спутников Земли. 4 октября 1957 года ракетой-носителем «Спутник», созданной опытно-конструкторским бюро Сергея Павловича Королёва на базе межконтинентальной баллистической ракеты, был запущен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Космонавтика начала активное движение – были запущены последующие спутники.

А в ОКБ С. П. Королёва начали работать над созданием таких спутников, которые бы могли благополучно возвращаться на Землю, в заданный район. Решение этой проблемы позволило бы непосредственно перейти к осуществлению научно-технического эксперимента – первого полета человека в космос.

В результате проектных проработок было признано оптимальным создание тормозной двигательной установки (ТДУ), задача которой сводилась к уменьшению скорости находящегося на орбите космического корабля с 8000 м/сек. на 150 м/сек. Затем происходило самоторможение корабля в плотных слоях атмосферы и, после приближения к земной поверхности, плавное его приземление.

Совет министров СССР в мае 1959 года поручает создать тормозную двигательную установку ОКБ-2, возглавляемому Алексеем Михайловичем Исаевым, с которым наше предприятие связывает многолетняя совместная работа.
Серия пусков космических кораблей с задачей приземления была начата уже в мае 1960 года. Ко времени выхода на орбиту корабля с человеком на борту было проведено пять полетов, среди которых полеты с животными, с манекеном. Советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый космический полет 12 апреля 1961 года, сделав один оборот вокруг Земли на космическом корабле-спутнике «Восток», и успешно приземлившись в заданном районе Советского Союза. Тормозная двигательная установка успешно справилась со своей задачей. В рапорте Ю. А. Гагарина сказано: «… В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично».

Машзавод выходит на «сцену»

12 июня 1961 года я получил диплом Челябинского политехнического института по специальности «Летательные аппараты» и был распределен на Златоустовский машиностроительный завод, – рассказывает Виктор Сергеевич. – Спустя чуть больше года, в сентябре 1962-го, вышел приказ Государственного комитета оборонной техники об организации освоения и серийного изготовления тормозной установки на нашем заводе, с передачей подлинников конструкторской документации из ОКБ-2 (ныне ПАО РКК «Энергия», г. Королёв) на наш завод. Приказ обязывал обеспечить комплектование этими изделиями космических аппаратов – как пилотируемых типа «Восток», а позднее – «Восход», так и непилотируемых.

Виктор Попов на "пороге" космической темы

Машзавод к этому времени имел солидный опыт освоения серийного изготовления жидкостных ракетных двигателей для ракет наземного, надводного и подводного старта, и освоение тормозной двигательной установки осуществлялось на базе уже накопленного опыта.

Мы поставляли произведенные ТДУ на завод «Прогресс» (ныне АО «РКЦ «Прогресс», г. Самара), с которым наше предприятие связывало давнее сотрудничество, – продолжает Виктор Сергеевич. – Во время Великой Отечественной войны куйбышевцы изготавливали штурмовики ИЛ-2, на которых устанавливались авиационные пушки Волкова-Ярцева производства нашего завода. Тогда-то многие специалисты военного периода обоих предприятий встретились для создания уже новой техники, для которой были и свои новые требования. Например, колебания температуры конструкции от запредельных плюсовых до глубоких минусовых, нахождение в условиях почти абсолютного вакуума… Надо было искать способы проверки и испытаний, обеспечивающих абсолютную гарантию сохранения работоспособности тормозной установки.

Работа с космической скоростью

Однажды на помощь заводчанам приехали московские специалисты из КБХМ для сварки блока сопел, благодаря которому выхлопы распределялись по тангажу (угол между горизонтом и летательным аппаратом). Бесконечные переплетения проводов не давали другого варианта сварки, кроме как ручной. Контроль швов осуществлялся так: машину опускали в аквариум с водой, и под давлением проверялась герметичность системы. Московский сварщик провел показательный процесс, после чего сборку поставили на испытания, и они дали 14 (!) прорех.
Заводской сварщик Дмитрий Колпаков также выполнил свою работу (сварка шла целую смену), и вот результат – вся система герметична, ни одного пузырька. Столичным гостям осталось только руками развести.
И это – не единичный случай, демонстрирующий высокую квалификацию заводчан. Так, известный специалист по изготовлению трубопроводов Вениамин Ватлугин без всяких эталонов мог изогнуть провод так, что он с первого раза подходил к конструкции.
Были, конечно, и специфические работы. К примеру, изготовление пленочных компенсаторов, через которые велся предварительный наддув. Это было необходимо потому, что в невесомости надув производить нельзя – сила тяжести не действует,  воздух может попасть в обход насоса, и дальнейшее действие установки становится бессмысленным. Поэтому пока основной наддув не заработает, предварительный наддув проводился через эти емкости. Проблему решали в буквальном смысле всем миром – коллективами предприятия и Южно-Уральского филиала научно-исследовательского института технологии машиностроения (ныне АО «НИИ «Гермес»).
Практически не было узла или агрегата тормозной двигательной установки, которые бы не подвергались изменению с целью улучшения технологичности или для повышения работоспособности, надежности агрегата. Подготовку производства, разработку технологических процессов и их внедрение обеспечивала технологическая служба завода.

С приземлением!

Отправкой изделий на полигон (на Байконур или в Плесецк) не заканчивались заботы завода по их реализации. Наши представители обеспечивали проверку их работоспособности на всех этапах подготовки космического аппарата к пуску. И если у предприятий-изготовителей, отвечающих за элементы ракеты, выводящие корабль на орбиту, беспокойство заканчивалось результатами нормального срабатывания их составных частей, то нашим представителям приходилось ожидать окончания полета, успешной посадки аппарата на землю.
12 октября 1964 года стартовал трехместный «Восход» с космонавтами Владимиром Комаровым, Борисом Егоровым и бывшим заводчанином Константином Феоктистовым, и после суточного полета было осуществлено приземление с использованием тормозной двигательной установки, изготовленной на нашем заводе.
18 марта 1965 года вышел на орбиту двухместный «Восход-2» с Павлом Беляевым (его младший брат – одногруппник Виктора Сергеевича) и Алексеем Леоновым. В этом полете Алексей Архипович впервые в мире вышел в открытый космос. Приземление корабля было тоже с тормозной двигательной установкой нашего производства. Последующие полеты «Восходов» и непилотируемых кораблей комплектовались тормозными двигательными установками, изготовленными Златоустовским машзаводом. Почти пятнадцать лет завод обеспечивал тормозными двигательными установками полеты космических аппаратов.

 

Служба по связям с общественностью АО «Златмаш»

+7 (3513) 67-11-11 (3562)